Объект преступления
Объектом дорожно-транспортного преступления является в широком смысле - общественная безопасность, в узком - безопасность использования ТС, т.е. те общественные отношения, которые связаны с эксплуатацией ТС.
Статья 264 УК РФ призвана обеспечить безопасность человека, вовлеченного в сферу использования ТС, т.е. в вождение и эксплуатацию ТС.
Вождение - это управление ТС в процессе его движения. Оно регламентируется Правилами дорожного движения.
Эксплуатация - это комплекс организационных, технических и иных мер по обеспечению использования ТС по назначению. Эксплуатация в широком понимании этого слова должна обеспечивать надлежащее техническое состояние, сохранность и применение ТС по назначению.
Статья 264 УК РФ ограничивает понятие эксплуатации двумя условиями.
Первое - эксплуатация должна осуществляться в процессе управления ТС.
Второе условие относится к содержанию эксплуатации. Например, требования перевозки соответствующего груза, выхода водителя в рейс с путевым листом, имея при себе водительское удостоверение, и т.п.
Адвокат по ДТП на консультации разъясняет, что это все правила эксплуатации, но они не связаны с обеспечением безопасности движения, и поэтому их нарушение не является преступлением. Другие же требования эксплуатации, например, в отношении количества и габаритов перевозимого груза, связаны с безопасностью движения. И в этой части порядок эксплуатации является объектом посягательства.
Порядок эксплуатации регламентируется как Правилами дорожного движения, так и другими нормативными документами, устанавливающими, например, требования к техническому обслуживанию и осмотру ТС, транспортировке отдельных грузов, допуску водителей к управлению транспортом, хранению и сбережению ТС и т. д.
Объективная сторона преступления
Юридическая консультация по ДТП доводит до сведения водителей, что нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспорта лицами, управляющими ТС, является материальным составом преступления.
Его объективная сторона включает в себя:
- действие или бездействие лица, управляющего транспортным средством, которое противоречит Правилам дорожного движения;
- наступление общественно опасных последствий, предусмотренных нормой уголовного закона;
- причинную связь деяния и общественно опасных последствий. Для привлечения лица к уголовной ответственности по ст.264 УК РФ необходимо установить, допущено ли им нарушение Правил дорожного движения, в чем оно выразилось, какие конкретные пункты Правил дорожного движения и эксплуатации ТС нарушены.
Преступление может быть совершено как действием, так и бездействием. Нарушение Правил дорожного движения может выражаться в превышении скорости, неподчинении сигналам светофора, несоблюдении очередности проезда перекрестков, неправильном обгоне, игнорировании дорожных знаков и т.д.
К видам нарушения правил эксплуатации относится эксплуатация технически неисправных ТС, нарушение правил перевозки пассажиров и грузов, управление ТС в состоянии алкогольного опьянения и др.
Нарушения Правил технической эксплуатации транспорта, техники безопасности при различных видах работ - ремонтных, разгрузочно-погрузочных - не посягают на общественную безопасность, поэтому не могут квалифицироваться по ст.264 УК РФ.
Лица, допустившие подобные нарушения, подлежат ответственности за преступления против жизни и здоровья граждан, уничтожение или повреждение имущества.
Ответственность за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации ТС может наступить лишь при определенных последствиях, вызванных ДТП. В качестве таких последствий закон называет причинение вреда здоровью человека , смерть одного, двух или более лиц.
Обязательным признаком состава преступления, предусмотренного ст.264 УК РФ, является причинная связь между нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации ТС и наступившими последствиями.
Адвокат по ДТП на консультации учитывает, что не всегда факт нарушения ПДД находится в причинной связи с последствиями ДТП.
Как показывает судебная и следственная практика, часто имеют место факты, когда нарушение Правил дорожного движения налицо, но оно не находится в причинной связи с последствиями, поскольку они наступили в результате действий иных причин, таких как неправомерное поведение других участников дорожного движения, непреодолимой силы природы, скрытых дефектов транспорта и т. п.